Точно или правильно?
Важнейшая составляющая предпродажной подготовки бизнеса — определение его стоимости. Говоря по-научному, оценка стоимости любого объекта собственности представляет собой упорядоченный, целенаправленный процесс определения в денежном выражении цены объекта с учетом потенциального и реального дохода, приносимого им в конкретный момент времени в условиях того или иного рынка. Но, как полагают специалисты, оценка действующего бизнеса — процесс, довольно далекий от науки.
Оценка бизнеса — определение в денежном выражении наиболее вероятной продажной цены. Она должна отражать полезность бизнеса как товара и затраты, необходимые для реализации его потенциала. Качественная рыночная оценка, в отличие от бухгалтерской, не только учитывает производственные затраты, но и в обязательном порядке принимает во внимание положение предприятия на рынке, время, риск, неосязаемые активы, внешнюю конкурентную среду и внутренние особенности построения бизнеса.
На самом деле оценка бизнеса — только отчасти наука. Наполовину это искусство в чистом виде, а во второй половине, где все-таки присутствует наука, обязана превалировать логика. Если исходить только из научных соображений, то весь процесс оценки можно свести к проставлению точных цифр в общеизвестные формулы — и компьютер выдаст точный результат.
Но будет ли такая оценка отражать реальную стоимость действующего предприятия? Абсолютно нет, потому что для продажи бизнеса необходима оценка правильная. Отличие правильной оценки от точной состоит в том, что в первом случае в общеизвестные формулы проставляются правильные цифры. А найти, практически выстрадать их под силу только грамотному и опытному специалисту, можно сказать, художнику и философу от оценки.
Как считают ведущие американские специалисты по оценке малого и среднего бизнеса, понимание философии оценки и умение точно «попасть в цену» приходит только на третий год кропотливой ежедневной работы. Я не зря употребил термин «цена»: это понятие обозначает денежную сумму, требуемую, предполагаемую или уплаченную за некий товар или услугу. Она является историческим фактом, то есть относится к определенному времени и месту. В зависимости от финансовых возможностей, мотивов или особых конкретных интересов покупателя и продавца цена, по которой продается действующее предприятие, может отличаться от стоимости.
Итак, для правильной оценки нужны правильные исходные данные, проанализированные, нормализованные, осмысленные и переосмысленные специалистом, проводящим оценку. К таким «краеугольным» данным относятся размер текущего дохода компании, прогнозируемая величина будущих доходов, время их получения и ставка капитализации (дисконтирования).
Имея управленческие отчеты минимум за три года, владелец компании с помощью статистических методов может получить довольно точные данные о наличии или отсутствии тренда доходности (повышательного или понижательного) и величине будущих доходов. Эти данные чаще всего бывают близки к правильным. Для оценки с помощью доходного подхода очень важно верно определить так называемый «срок жизни бизнеса после смены владельца». На эту цифру большое влияние оказывают факторы внешней и внутренней среды: срок договора аренды, изношенность основных фондов, конкурентная среда, новизна или моральная устарелость продукта, устойчивость бизнес-структуры и многое другое. Обычно срок жизни предприятий малого и среднего бизнеса колеблется от трех до пяти лет, и неверное определение этого параметра может дать до 30–40% отклонения в стоимости.
К очень большой погрешности может привести неверное определение коэффициента дисконтирования или ставки капитализации при использовании доходного подхода. Величина ставки дисконтирования, например, лишь частично зависит от безрисковой ставки, странового и отраслевого коэффициента. Размер премий за риски, присущие какому-либо бизнесу, определяется специалистом не только по информации о состоянии компании, но и интуитивно (что тоже значительно влияет на правильность оценки).
При использовании сравнительного подхода анализируются сделки с бизнесами, близкими по показателям к оцениваемому. Сравнительные данные будут более правильными, если выбираются компании-аналоги из той же отрасли, с похожей величиной и доходностью. На практике из-за закрытости рынка приходится брать аналоги из других отраслей — в этом случае важно следовать основным принципам философии оценки.
Философия оценки гласит, что круг потенциальных покупателей вашего бизнеса неограничен (их миллионы), и все покупатели — маргиналы в хорошем смысле этого слова. Предполагается, что они будут вкладывать свои кровные, руководствуясь исключительно экономическими соображениями, то есть только в бизнес, который приносит доход выше рыночного. Иными словами, «дураков с деньгами» нет, и не пытайтесь их искать! Конечно, есть исключения, но их нельзя принимать в расчет, ибо они, как известно, только подтверждают правила.
Даже самый опытный оценщик не застрахован от неудач. Как свидетельствует правило «10–50», большинство бизнесов реально продается по цене, на 10–50% ниже стоимости, определенной специалистом.
По материалам: www.beboss.ru