Статистика индустрии франчайзинга, которую должен знать каждый покупатель
В мире франчайзинг существует около века. В России этот вид бизнеса только начинает развиваться, поэтому в нашей стране все еще впереди. Что же представляет собой франчайзинг? Сколько стоит франшиза? Что ожидает франчайзи в будущем? Попробуем ответить на эти вопросы.
Франчайзинг — это…
Существует множество терминов, вернее определений, которые дают франчайзингу. Это и успешный способ ведения бизнеса, и один из экономических инструментов производства/сбыта определенной услуги или товара, и территориальное расширение эффективного и успешного бизнеса. Кто-то говорит, что франчайзинг — это клонирование бизнеса.
Суть всех этих определений заключается в следующем: франчайзинг является системой отношений между правообладателем (франчайзором) и франчайзи, которые регулируют ведение совместного бизнеса и целью которых является удовлетворение интересов обоих участников договора.
Франчайзор или головная компания чаще распространяет свой бизнес, чтобы поднять узнаваемость бренда и повысить прибыль. У франчайзи интерес сводится к возможности начать свой бизнес под известной торговой маркой, используя готовые технологии и проверенные маркетинговые ходы.
Франшиза — это контракт, который заключают франчайзор и франчайзи. В этом контракте описаны условия использования торговой марки, «рецептов» франчайзора, технология ведения бизнес и т.д.
Стоимость франшиз
Франшиза приобретается в несколько этапов. Сначала франчайзи платит первоначальный взнос. Его называют стоимостью франшизы или паушальным взносом. Кроме этого франчайзи оплачивает стоимость оборудования и необходимых материалов. Потом каждый месяц, согласно условиям договора, необходимо выплачивать роялти и рекламный сбор, если он существует.
Франчайзинговый пакет включает право на использования торговой марки, обучение бизнес-технологиям и условия поставки материалов или оборудования. На юридическом уровне сделка закрепляется договором. Чаще в России такой договор заключается на срок до 5 лет.
Стоимость франшизы напрямую зависит от бренда. Чем он известней, тем продукт дороже. Например, франшиза магазина одежды Lo Women’s Wear стоит около 75 тысяч долларов. Нужно быть готовым и к тому, что стоимость материалов, ремонта, аренды помещения может обойтись еще в сумму до 350 тысяч долларов. То есть франшиза стоит дороже открытия собственного бизнеса, однако вы получаете качественные материалы, готовую бизнес-модель и поддержку головного офиса.
Из истории развития франчайзинга
Франчайзинг существует около 100 лет. В мире работает более 16 тысяч франчайзоров и около 165 тысяч франчайзи. Больше всего франшиз насчитывается в США, Канаде и Южной Корее. Годовой франчайзинговый товарооборот в Америке равен 1,2 триллионам долларов.
Из европейских стран лидерами среди франчайзоров выступают Германия, Франция и Великобритания. Франчайзинг активно развивается в странах Азии.
В РФ франчайзинг появился в 1993 году. Спустя четыре года начала работать российская Ассоциация франчайзинга. Но бум франшиз не наблюдался. К 2004 году огромная Россия насчитывала не более 50 франчайзоров и около 300 франчайзи. Сегодня их гораздо больше, однако несовершенное законодательство сдерживает многих игроков от выхода на рынок РФ.
Франшизы открываются в основном в городах-миллионниках. Москва, Екатеринбург, Омск, Новосибирск — их можно перечислить по пальцам. И большинство франшиз — иностранные бренды.
Согласно прогнозам экспертов, иностранный франчайзинг и дальше будет развиваться в России. Наиболее популярными сферами для его развития остаются розничная торговля, автосервис, услуги образования, фаст-фуд, сфера здоровья и красоты.
По материалам: www.beboss.ru