Чек-лист «Начать бизнес»
Если вы окончательно и бесповоротно решили начать свой бизнес, но до сих пор не предприняли попытки активных действий — ваша проблема в том, что вы не знаете с чего начать. Собрать воедино миллион мыслей о том, что вам нужно сделать, не так-то просто, особенно без какой-либо системы. На помощь приходит чек-лист начала бизнеса. Зачем он нужен и как правильно его составить, попробуем разобраться в этой статье.
Обычно у начинающего предпринимателя на старте слишком много неупорядоченных мыслей. Это нормальная ситуация на этапе запуска бизнеса. Однако, хаотично браться то за одну, то за другую задачу — не лучшая идея, особенно для новичка в бизнесе — есть вероятность упустить из вида мелочь, которая впоследствии принесёт непредвиденные хлопоты и траты. Всё-таки бизнес нужно запускать с холодным и трезвым расчётом, чтобы в горячке не совершить очевидных и глупых ошибок. Остудить свой пыл и начать действовать систематично поможет чёткий план действий.
Для того, чтобы со спокойной душой запустить свой бизнес в полёт, нужно быть уверенным на 100%, что сделано всё до единой мелочи, учтены все нюансы и сбоев в системе не предвидится. Бизнес как полёт на истребителе. Любой лётчик знает, что прежде чем начать разгон и взмыть в небо, необходимо проверить все показатели и свериться с чек-листом. Чтобы в полёте не возникло аварийных ситуаций, нужно ещё на земле проверить исправность механизмов и наличие всего необходимого для полёта.
Так же, как и лётчикам, чек-лист необходим начинающим предпринимателям.
Чек-листы, или попросту контрольные списки, существуют не только у лётчиков. Свои чек-листы есть, например, у хирургов, строителей, программистов и даже дизайнеров. Обычно, подобные списки составляются на повторяющиеся и зачастую обыденные ситуации и служат своего рода генеральной проверкой перед ответственным шагом или действием — полётом, операцией, запуском бизнеса… И тем не менее, чек-лист можно составить по любому поводу — собирая чемодан в отпуск или запуская бизнес-проект: всё зависит от того, какую цель вы перед собой ставите.
К сожалению, нельзя разработать универсальный чек-лист начала бизнеса. Чек-лист открытия автомойки будет разительно отличаться от чек-листа открытия кафе. Однако, правила составления остаются универсальными.
Ниже несколько простых правил составления удобного и пригодного чек-листа:
- Определите риски, которые могут возникнуть.
- Составьте список действий, которые могут предотвратить эти риски.
- Расположите их в хронологическом порядке — именно в той последовательности, в которой они должны быть выполнены.
- В идеале в чек-листе должно быть не более 20-30 пунктов. Однако существуют и более обширные чек-листы — всё зависит от той задачи, которую вы ставите перед собой при составлении помощника-чек-листа.
- Каждый пункт должен обозначать одно конкретное действие.
- Пункт «Заказать рекламные листовки» в чек-листе будет означать одно действие — сделать заказ в типогрфии. Но он никак не может включать в себя «по умолчанию» разработку концепции и дизайна листовок, составление текстов, определение тиража и формата, а также доставку — всё это лучше вывести в отдельный чек-лист.
- Формулировка каждого пункта должна быть однозначной — чёткой и ясной.
- Формулировка пункта должна быть в утвердительной форме в прошедшем времени: нашёл, забрал, заказал, оплатил, купил и т.д.
- Чек-лист должен быть выполнен на 100% — в этом его суть.
Визуально оформить чек-лист можно по-разному. Это могут быть обыкновенные листы с напечатанными пунктами, заметки в вашем Iphone, визуальная карта, схема или MindMap. Главное, чтобы вам было удобно пользоваться составленным чек-листом.
Пожалуй, если говорить о чек-листе начала бизнеса, то он будет жизненно необходим не на всех этапах создания своего дела. Разобраться, где найти деньги на первоначальный капитал, можно и без него. Но и здесь, примитивный список кому позвонить и попросить в долг также играет роль своеобразного контрольного списка — а никого ли вы не забыли?.. Тем не менее, особенно необходимым чек-лист становится на этапе непосредственного запуска предприятия, когда вам придётся контролировать сотни дел одновременно, и нельзя запутаться или забыть в суматохе что-либо сделать.
При этом не надо стараться составить один огромный чек-лист. Здесь правильнее будет руководствоваться принципом «Разделяй и властвуй». Разбейте свой план по началу бизнеса на этапы, и на каждый отдельный этап разрабатывайте свой чек-лист. Главное — это система. Чек-лист должен разбивать ваши задачи на максимально простые и незамысловатые действия, а не путать вас ещё больше.
Хороший чек-лист полностью разгружает голову и перечисляет всё, что вы раньше пытались держать в уме.
Для примера приведём алгоритм составления чек-листа ремонта помещения частного детского сада. Как известно, к помещению будущего детского сада предъявляется множество требований от всевозможных инстанций — СЭС, Роспотребнадзора, Пожарной инспекции и т.д. Чтобы, во-первых, дать строительной бригаде внятное тех.задание, а во-вторых, проверить работу по её завершению, необходимо составить подробнейший чек-лист по всем параметрам, по которым помещение будут оценивать инспекторы и комиссии. Всё, что вам нужно — это выписать все требования на один лист А4, изучив всевозможные СанПиНы (сделать это вам всё равно придётся), и на основе полученного перечня составить чёткий и понятный чек-лист. Таким образом, чек-лист максимально подготовит вас к прохождению всех проверок, и вам не придётся исправлять недочёты, переделывать планировку и тратить на это лишние средства и время.
Можно привести и другой пример ситуации, когда может потребоваться чек-лист. Например, подбор сотрудников. Предположим, вы знаете, что вам в штат необходим юрист или бухгалтер. Но чтобы найти и нанять данного сотрудника вам нужно проделать определённые шаги. В этом случае чек-лист будет выглядеть следующим образом:
- составлено описание вакансии:
- описаны требования к соискателю,
- включена информация об условиях и графике работы,
- компания зарегистрирована на специализированных сайтах (hh.ru,superjob.ru и т.д.),
- оплачено размещение вакансии,
- вакансия размещена,
- просмотрены все отклики,
- выбраны подходящие кандидаты,
- кандидаты приглашены на очное собеседование,
- проведены очные собеседования,
- выбран лучший из кандидатов,
- выбраны кандидаты в резерв,
- выбранный кандидат оповещён и приглашен на испытательный срок,
- вакансия закрыта.
При этом нужно понимать, что если вы приглашаете в штат сотрудника, то у вас уже должен быть составлен трудовой договор, который вы будете заключать с нанятым только что работником. Согласитесь, об этом стоит позаботиться заранее, не так ли? Поэтому в начало чек-листа по найму персонала следует включить составление трудового договора!
Приведённые примеры наглядно демонстрируют насколько важно иметь чек-лист начала бизнеса до того, как вы начнёте действовать.
С одной стороны, чек-лист начала бизнеса можно сравнить с обыкновенным to-do-list — простейшим списком дел. Но с другой стороны, разрабатываемые вами чек-листы для определённых ситуаций — найма сотрудников, заказа рекламных буклетов и т.д. — вы сможете использовать в дальнейшем. Более того, эти чек-листы вы сможете передать своим сотрудникам, чтобы быть уверенным в правильности их действий и контролировать их работу…
Помните, разработать чек-лист на ваш бизнес сможете только вы сами. Потраченное время на составление чек-листа с лихвой окупит себя, когда вы по очереди будете вычёркивать пункт за пунктом, продвигаясь к моменту взлёта без лишних промедлений.
Запуск бизнеса требует предельной концентрации и сосредоточенности одновременно по нескольким направлениям. К сожалению, у многозадачности любого человека есть свой предел. Но будущему бизнесу наплевать на ваши ограничения. Контролировать ремонт помещения, искать персонал, оформлять необходимые документы и разрешения, а также выполнять ещё множество задач и действий необходимо здесь и сейчас, без отлагательств, если вы планируете запустить бизнес в работу и получать прибыль как можно скорее. Чтобы не упустить ни один важный пункт, не выполнять дважды одну и ту же работу, а впоследствии и не переделывать, нужно воспользоваться одним из простейших способов планирования.
Какой способ вам больше подходит — чек-лист или, может быть, диаграмма Ганта — решать вам.
По материалам: www.beboss.ru