Бизнес план птицефермы

1. Краткий инвестиционный меморандум

Тенденция фермерских хозяйств и натурального производства набирает обороты, о чем свидетельствуют статистические данные. С каждым годом число фермерских магазинов, в которых представлены мясо и птица, только растет, что говорит о том, что продукция поставщиков довольно популярна.

Согласно статистике, доля домашних фермерских хозяйств с 2010 по 2017 годы увеличилась на 13,1 процентов, что подтверждает тенденцию положительной динамики числа небольших предприятий в сельском хозяйстве.

Птицеферма — вид фермерства, в котором владелец занимается разведением птиц для продажи мяса или яиц. Такой вид бизнеса не теряет своей актуальности, ведь потребность в птице у населения есть всегда. Положительно на отрасль повлияло введение санкций против России, так как именно они стали толчком для развития этого сегмента экономики в стране, и российских поставщиков стало гораздо больше.

Птицеферма — выгодный вид бизнеса, имеющий определенные тонкости и нюансы. Но старт проекта могут облегчить следующие факторы: во-первых, государство может субсидировать ваш бизнес, что здорово поможет на начальных этапах, ведь страна заинтересована в развитии сельского хозяйства, а во-вторых, налоговая нагрузка в данной отрасли ниже стандартного уровня. Кроме того, есть вероятность оформления лизинга для покупки оборудования на льготных условиях.

Сумма первоначальных инвестиций составляет 1 571 250 рублей.

Точка безубыточности достигается на четвертый месяц работы.

Срок окупаемости: 16 месяцев.

Средняя чистая прибыль: 102 775 рублей.

2. Описание бизнеса, продукта или услуги

Существует несколько вариантов разведения птицы:

  • Выращивание курицы;
  • Выращивание гусей;
  • Выращивание утки;
  • Выращивание индюшатины.

Кроме того, птицефермы живут на продаже как мясной продукции, так и яиц. В данном бизнес-плане будет рассмотрен вариант разведения курицы. Это обусловлено относительно быстрым ростом курицы (цыплята бройлерные за 2,5 месяца набирают массу до 1,5 кг), а также высоким спросом на данный тип продукции и низкими затратами на содержание.

Стоимость готовой продукции птицефермы:

  • Мясо бройлеров: 110-160 руб. за кг;
  • Яйца куриные: от 35 рублей за кг.

Время работы птицефермы — ежедневно, работники могут жить на ферме (за исключением внештатных сотрудников).

3. Описание рынка сбыта

Продукция птицеферм реализуется следующим видам покупателей:

  • юридические лица: супермаркеты;
  • юридические лица: фермерские магазины;
  • юридические лица: заводы по производству продукции с добавлением

яиц и птицы;

  • физические лица.

Супермаркеты приобретают продукцию птицеферм с целью ее продажи населению, у них довольно широкий ассортимент товаров, и в число таких клиентов входят крупные дилеры. Такой тип аудитории привлечь сложнее всего, однако, если вам удастся заключить договор поставок, сбыт будет обеспечен.

Фермерские магазины — небольшие магазины, предлагающие натуральные продукты, в число которых входят яйца птиц и их мясо. Число таких магазинов стремительно растет, а это значит, что всегда можно найти партнеров для поставки свежей продукции.

Крупные заводы, которые используют мясо птиц и яйца в качестве сырья также станут отличным способом сбыта продукции. Они могут производить котлеты, полуфабрикаты, мучные изделия с добавлением яиц и т.д. У них всегда будет спрос на ваш товар, поэтому использование этого канала сбыта может стать удачным источником монетизации птицефермы.

Для реализации продукции физическим лицам понадобится розничный магазин, поэтому в данном варианте бизнес-плана будет рассмотрена работа с юридическими лицами.

4. Продажи и маркетинг

Поиск клиентов для птицефермы можно осуществлять по следующим направлениям:

  • регистрация на оптовых сайтах, специализирующихся на фермерских товарах. Такой вариант удобен тем, что вам не придется тратить деньги на создание собственной площадки, и такие ресурсы, как правило, уже имеют базу посетителей и клиентов, что привлечет дополнительный трафик на первых порах;
  • участие в оптовых выставках, которые проводятся на регулярной основе. На таких мероприятиях поставщики размещают свою продукции, заводят контакты с покупателями и договариваются об отгрузке партий товара;
  • размещение объявлений на досках бесплатных объявлений также могут помочь привлечь вам бесплатных клиентов;
  • разработка собственного сайта может стать отличным способом продвижения, но такой тип продаж требует вложения средств;
  • холодный обзвон базы юридических лиц — этот способ довольно стар, однако при правильной организации дает значимые результаты, достаточно подготовить разговорные скрипты и нанять опытного менеджера;
  • продажа на оптовых рынках — можно наладить контакт с действующими арендаторами, чтобы оставить у него ваши листовки и часть продукции для реализации.

5. План производства

Рассмотрим основные этапы открытия птицефермы.

Регистрация в государственных органах

Птицеферму можно зарегистрировать в качестве крестьянского фермерского хозяйства, что будет стоить примерно 800 рублей. Пакет документов, который необходимо собрать для осуществления деятельности:

  • подтверждение постановки на учет в налоговой инстанции;
  • лист записи из ЕГРЮЛ либо ЕГРИП;
  • подтверждение права на пользование земельным участком и помещением под ферму;
  • договор аренды;
  • сертификаты от СЭС;
  • технологическая карта производства с полным перечнем оборудования;
  • план поэтажной экспликации помещений производственного здания; договор по вывозу мусора;
  • ветеринарная справка для сбыта птицы.

Оформление всех перечисленных документов обойдется в 40-70 тыс. рублей.

Поиск земли и подготовка ее к эксплуатации

Для реализации проекта вам необходим земельный участок квадратурой не менее 1 500 кв. м. На участке будут располагаться:

  • административное здание;
  • птичники.

Достаточную внутреннюю площадь птичников можно рассчитать, как 1 кв м на 4 взрослые птицы и 12 молодых птиц. Помещение должно быть оборудовано гнездами, кормушками и поилками. Особое внимание нужно уделить температуре, которая должна находиться на уровне не ниже +25–27 градусов. При этом молодняк нужно выращивать в подогреваемом помещении. Правительство нашей страны указало правила содержания домашней птицы, которые включают в себя требование обязательного наличия стоков для воды, огороженности от иных объектов, а также птицеферма должна иметь изолированные площадки, на которых можно вывести птицу для выгула. Кроме того, полы и стены птичников должны быть из легко очищаемых материалов, обладающих средней теплопроводностью. На полу необходима подстилка из стружек либо соломы. Для разных видов птиц требуются отдельные помещения с оборудованием для выгула птиц. Комфортный микроклимат предполагает, что помещение должно иметь хорошую вентиляцию, при этом длина доступных кормушек должны равняться определенным нормам: 6-8 см для взрослых и 4-5 см для молодняка, длина доступных поилок — 1-3 см.

Также желательно искать землю в относительной близости от дорог, ведь при транспортировке продукции это довольно важный фактор экономии. На участке нужно построить здание для персонала и птичники со всеми коммуникациями, а именно: водоснабжения, газа и электроэнергии. Подключение коммуникаций может занять определенное время, поэтому позаботиться о них надо заранее, заложив примерно 1-3 месяца на обустройство и около 200 000 на строительство.

Покупка необходимого инвентаря и оборудования

Для работы понадобится следующий перечень оборудования:

Ввиду экономии первоначальных затрат рассчитана вероятность открытия проекта с покупкой оборудования в лизинг.

Покупка птиц

Самыми яйценоскими породами кур считаются кроссы Ломан Браун. Это наиболее скороспелые и продуктивные куры-несушки, которые способны приносить примерно 300 яиц в год. Выводимость инкубационного яйца составляет 80%, а выживаемость цыплят — около 98%. Это также один из самых высоких показателей. В среднем, эта порода курицы несет яйца около 1,5 года.

Неприхотливость кур этой породы способствует их содержанию как на крупной птицефабрике, так и на личном хозяйстве. Они быстро адаптируются и способны пережить суровые климатические условия, сохраняя продуктивность.

Стоимость представителей этой породы в настоящее время составляет 240 рублей за куру возрастом до 7 месяцев, 600 рублей за петуха, 50 рублей за цыпленка данной породы. Для новой птицефермы достаточно приобрести 500 кур, которые будут нести яйца уже с первого месяца.

Поиск персонала

Вам понадобится штат персонала, так как работы на птицеферме всегда достаточно. Минимальный перечень персонала:

  • Подсобные работники;
  • Ветеринар;
  • Забойщик птицы;
  • Бухгалтер.

Заключение договоров с покупателями

После того, как процесс производства будет налажен, стоит начать этап поиска клиентов и проведения с ними переговоров. Используйте все доступные каналы продаж, участвуйте в выставках, регистрируйтесь на специализированных сайтах. Оптимальнее всего выйти на сбыт продукции для магазинов фермерских товаров, супермаркетов, заводов. Это обеспечит вам стабильный поток заказов, ведь спрос у данных предприятий обычно довольно устойчивый.

На поиск клиентов нужно отложить хотя бы 2-3 недели.

Календарный план запуска проекта

Этап/длительность исполнения, нед. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
Регистрация КФХ
Поиск земли
Подготовка участка к эскплуатации
Покупка инвентаря и оборудования
Закупка птиц
Поиск и найм сотрудников
Заключение договоров с поставщиками

6. Организационная структура

На птицеферме не обойтись без следующих сотрудников:

Ветеринар. Именно данный сотрудник проверяет птиц на наличие болезней, дефектов, он предупреждает опасные инфекции, защищает птиц от заболеваний гриппом, орнитозом и прочими болезнями, производит профилактические действия от болезней, проводит ветеринарную экспертизу продуктов убоя птиц и яиц. В обязанности ветеринара также включается проведение ветеринарно-санитарных мероприятий. Ветеринар приезжает на птицеферму 2-3 раза в неделю, является штатным сотрудником и получает оклад в размере 20 000 руб. Можно обращаться к внештатному ветеринару, но стоимость регулярных обращений может стоить дороже содержания своего сотрудника;

Забойщик выполняет все операции при убое курицы. Основные требования к этому специалисту: наличие опыта работы от 5 лет, знание технологии разделывания птицы, наличие медицинской справки. Забойщик получает 25 000 руб., сотрудник приезжает на птицеферму при необходимости;

Рабочий выполняет все этапы по уходу за птицей. Они следят за чистотой и условиями разведения птиц, контролируют наличие корма, осуществляют выгул птиц, готовят инвентарь, производят сбор яиц, упаковывают товар. Без этого типа персонала представить работу птицефермы невозможно. Вам потребуется не менее 2 рабочих, заработная плата каждого — 20 000 руб. Они живут на птицеферме, как правило, это жители близлежащих районов и деревень.

Бухгалтера лучше нанять на внештатной основе, ему достаточно иметь связь, Интернет и несколько раз в месяц приезжать на птицеферму, чтобы забрать или отдать необходимые документы. Он отвечает за своевременную подачу отчетности, сводит данные о потоках и оттоках предприятия, отчитывается перед директором за отражение показателей отчетности. Заработная плата этого сотрудника — 8 000 руб.

Директор — глава КФХ — один из самых важных сотрудников, отвечающий за работу всей птицефермы. Он рассчитывает поступления голов, договаривается о продажах, заключает договоры, распределяет обязанности, нанимает и увольняет сотрудников, производит выплаты заработных плат, руководит постройкой фермы, закупкой инвентаря и оборудования. Одним словом, принимает ключевые решения. Заработная плата директора состоит из окладной части (25 000 руб.) и премии в размере 5% от выручки.

Количество работников Окладная часть
Забойщик 1 25 000
Директор 1 25 000
Ветеринар 1 20 000
Рабочий 2 20 000
Бухгалтер 1 8 000

Полный расчет ФОТ на 24 месяца с учетом премиальной части и страховых взносов представлен в фйинансовой модели.

7. Финансовый план

Инвестиции в открытие птицефермы выглядят следующим образом:

Инвестиции на открытие
Регистрация, включая получение всех разрешений 40 000
Постройка комплекса 200 000
Закупка птиц 552 000
Аренда земли на время постройки 156 000
Закупка оборудования 542 500
Первоначальный взнос для лизинга (10%) 75 750
Прочее 5 000
Итого 1 571 250

Средние ежемесячные расходы представлены ниже:

Ежемесячные затраты
ФОТ (включая отчисления) 152 426
Аренда (1300 кв.м.) 39 000
Коммунальные услуги 15 000
Реклама 10 000
Бухгалтерия (удаленная) 8 000
Затраты на корм 94 255
Непредвиденные расходы 5 000
Итого 323 681

В среднем одна курица несет до 330 яиц в год при комфортных условиях содержания. Предполагается первоначальная закупка 2 360 голов, из которых 1500 — куры, несущие яйца, 60 — петухи, 800 — куры, которых выращивают на убой. 10% всех выведенных яиц будет отправляться в инкубатор для выращивания цыплят, оставшиеся яйца идут на продажу.

При таких расчетах уже на второй год можно выйти на 3845 голов куриц, выращенных на птицеферме. При этом рентабельность проекта составит 29%. Окупаемость бизнеса можно ожидать на 16-й месяц после открытия, точка безубыточности достигается на четвертый месяц работы. Наибольшая доля выручки наблюдается с продажи куриных яиц.

План продаж на 24 месяца с учетом сезонности, прогноз эффективности инвестиций и расчет экономических показателей бинеса представлен в финансовой модели.

8. Факторы риска

Риски, которые будут сопровождать ваш проект на стадиях его запуска и реализации:

  • Падеж птицы. Чтобы снизить этот риск, необходимо ответственно относиться к здоровью куриц, вовремя проводить санитарные процедуры, не пренебрегать наставлениями ветеринара;
  • Высокий уровень конкуренции. Всегда можно найти свои преимущества, которые выделят вас на фоне большинства производителей. Старайтесь подчеркивать их и предлагать клиентам выгодные условия, тогда конкуренция обойдет вас стороной;
  • Порча продукции. При несвоевременной продаже товара мясо и яйца могут портиться, именно поэтому следует позаботиться реализации продукции заранее;
  • Работа неквалифицированного персонала. Рабочие могут неграмотно выполнять свои обязанности, что приведет в некомфортным условиям размножения птиц, а значит, снизит их производительность. Для снижения этого риска следует нанимать сотрудников с существенным опытом работы.

По материалам: www.beboss.ru