Бизнес план козьей фермы
1. Краткий инвестиционный меморандум
В козьем молоке содержатся биологически активные вещества, которых нет в коровьем. При одинаковой степени жирности 4% козье молоко в отличие от коровьего усваивается человеком практически на 100%. Кроме того, оно хранится при комнатной температуре в течение трёх дней.
Ёмкость рынка козьего молока в России — 3 млрд рублей.
Срок окупаемости — 13 месяцев
Первоначальные инвестиции будут равны 5 000 000 руб.
Точка безубыточности достигается на 2-3 месяц
Средняя ежемесячная чистая прибыль — 450 000 руб.
2. Описание бизнеса, продукта или услуги
Стадо — это основа фермерского хозяйства по разведению, содержанию коз и получению молока.
- Предполагается закупить 300-350 голов коз зааненской, нубийской и альпийской пород. Это молочные породы, которые быстро адаптируются к российскому климату.
- Разведение козьего стада до 500 голов. Они составят 70% проектной мощности фермерского хозяйства.
Средняя норма выдачи молока с одной козы — 3л в сутки. Ежемесячный объем поставляемого молока, которое соответствует требованиям ГОСТ 32940-2014 «Молоко козье сырое», составит 18000-22000 литров.
Оптовая цена козьего молока — 80-90 рублей за 1 литр.
80% всего объёма молока будет поставляться компаниям, которые занимаются переработкой. 20% продукции фермы будет поставляться на розничный рынок.
Проектом предусмотрено создать дополнительные виды переработки козьего молока — сыроварню, линию по производству йогуртов, изготовление молочной сыворотки. Они могут давать ферме 20-30% дополнительного дохода.
Сильные стороны проекта: |
Слабые стороны проекта: |
|
|
Возможности проекта: |
Угрозы проекта: |
|
|
3. Описание рынка сбыта
1. Объем производства козьего молока в стране на 2018-2019 гг. — 250 тысяч тонн. Начиная с 2015 года, рынок снижался. Но по оценкам специалистов, с 2018 года рынок ежегодно растёт на 2-3%.
2. По данным Национального союза производителей молока, ёмкость российского рынка козьей молочной продукции в денежном выражении составляет 3,5 млрд рублей.
4. Продажи и маркетинг
Целевая аудитория
- частные физические лица, которым продукция фермы может поставляться по индивидуальным заказам
- продуктовый малоформатный ритейл или независимые продуктовые магазины, универмаги, молочные лавки на рынках
- супермаркеты
- компании, которые перерабатывают козье молоко, сыроварни, хлебопекарни, кондитерские производства, косметологические компании и предприятия, связанные с изготовлением детских молочных продуктов
Реклама
- Создание сайта и активная работа в социальных сетях.
- Распространение буклетов с описанием продукции фермы, визиток фермы с контактными данными.
- Участие на выставках и ярмарках.
Ежемесячный расход на рекламу в размере 50 000 руб.
5. План производства
1. Юридическое оформление фермы в формате ИП через подачу заявления в местные подразделения ФНС.
- Срок регистрации с присвоением ИНН и занесением в ЕГРИП составляет 3 рабочих дня
- Заявление на регистрацию можно подать через портал «Госуслуги» или МФЦ
- Ставка взимаемого налога — 6%
- ОКВЭД: 1.4 «Животноводство», 01.45 «Разведение овец и коз»
Или оформить ферму как крестьянское фермерское хозяйство (КФХ). Бизнес в этой форме аналогичен форме ИП, но статус фермерского хозяйства дает право на получение субсидий, которые предоставляются региональными программами поддержки отечественного сельхозпроизводителя. Программы предусматривают прямое субсидирование, например, оплата расходов по закупке и перевозке племенного поголовья коз от зарубежных фермеров, так и субсидирование ставки кредитования в коммерческих банках России или компенсация процентных ставок по лизинговым договорам на покупку оборудования для фермы.
Перечень необходимых документов:
- постановление местной администрации о разрешении постройки или организации животноводческой фермы
- разрешительные документы от Санэпиднадзора (ветеринарный надзор) на эксплуатацию помещений, оборудования для содержания козьего стада и получение ветеринарного сертификата
- договор на обработку и утилизацию отходов, разрешение на захоронение биологических отходов, одобренное местными органами Санэпиднадзора
- аттестация и паспортизация рабочих мест в Трудовой инспекции.
Общая сумма для получения разрешительной документации (включая проектную документацию) и регистрации бизнеса, составит максимум 300000 руб.
Также следует оформить договоры на поставку электроэнергии, водоснабжения.
Приобретение и монтаж оборудования, подготовка помещения фермы
Предусмотрено приобретение на правах долгосрочной аренды земельного участка площадью 1,5 га. На участке планируется возведение основного цеха фермы, подсобных помещений, а также использования участка для выгула козьего стада.
Помещение
1. Помещение фермы должно быть утеплённым, способным поддерживать среднюю температуру в пределах 18 С°.
2. В помещении должны быть функциональные зоны:
- помещение для взрослых коз
- помещение для стельных коз
- помещение и выгон для молодняка
- сепараторная, а также место хранения готовой продукции
- хозяйственное бытовое помещение для персонала с соответствующим санитарным оборудованием
Кроме функциональных зон должны быть предусмотрены места хранения корма, техники малой механизации и склад для инвентаря. Для размещения козьего стада максимум в 300-500 голов требуется крытая ферма площадью 400-500 м².
3. Ферма должна располагаться в естественных природных условиях и находиться на расстоянии в 50-70 км от города.
Оборудование
Общий список оборудования для эффективной работы козьей фермы выглядит следующим образом:
1. Вентиляционная система фермы
2. Поилки-кормушки
3. Блок-контейнеры для содержания коз
4. Доильная установка
5. Мини—погрузчик
6. Сепаратор молочный
7. Холодильник на 500 л
8. Микрогрузовик до 3 т
9. Емкость для подготовки питьевой воды
10. Пожарная сигнализация и оборудование
11. Офисное оборудование
12. Хозяйственный бытовой инвентарь
Более полная детализация приобретаемого и монтируемого оборудования козьей фермы зависит от конкретных условий бизнес проекта.
6. Организационная структура
Сотрудники должны иметь соответствующую квалификацию и опыт работы с животными. Для фермы с поголовьем до 500 коз, предусмотрен следующий штатный персонал:
Персонал |
Кол-во |
Зарплата на 1 сотрудника (руб.) |
Зарплата Итого (руб.) |
---|---|---|---|
Управляющий фермы |
1 |
35 000 |
35 000 |
Мастер-технолог |
1 |
30 000 |
30 000 |
Сменный оператор |
4 |
28 000 |
112 000 |
Водитель-экспедитор |
1 |
26 000 |
26 000 |
Техник-механик |
1 |
25 000 |
25 000 |
Бухгалтерия (аутсорсинг) |
1 |
20 000 |
20 000 |
Ветеринар (аутсорсинг) |
1 |
25 000 |
25 000 |
Общий фонд ЗП руб. |
273 000 |
Все кроме сменных операторов работают по стандартному рабочему графику.
Сменные операторы фермы работают по 12 часов, 2 через 2.
Управляющий фермы и мастер-технолог получают «оклад плюс фиксированный процент от ежемесячной суммы выручки фермы».
Остальные сотрудники получают «оклад плюс премия по итогам работы за 3, 6 и 9 месяцев и выплата по итогам работы за год.
Брать в штат ветеринара — необязательно. Вызов ветеринара стоит порядка 20-25 тыс рублей в месяц.
Стоимость услуги бухгалтерской фирмы составит 20000 руб. в месяц.
7. Финансовый план
Инвестиции на открытие |
|
Регистрация, включая получение всех разрешений |
300 000 |
Строительство основного помещения фермы пл. 400 кв. м |
2 000 000 |
Создание сайта фермы плюс реклама на первый месяц |
50 000 |
Закупка племенных козлят и корма для старта работы фермы |
500 000 |
Закупка оборудования |
2 100 000 |
Прочее |
50 000 |
Итого |
5 000 000 |
Ежемесячные затраты |
|
ФОТ (включая отчисления) |
308 523 |
Аренда земельного участка (1.5 га) |
45 000 |
Амортизация |
43 611 |
Коммунальные услуги |
30 000 |
Реклама |
50 000 |
Бухгалтерия (удаленная) |
20 000 |
Расходы на откорм |
300 000 |
Расходы на ветеринарию |
35 000 |
Итого |
832 134 |
Показатель |
Значение |
Дисконтированный срок окупаемости, мес. |
14 |
Чистый дисконтированный доход, руб. |
3 569 003 |
Индекс прибыльности |
1,71 |
Внутренняя норма рентабельности,% |
124,07 |
Рентабельность продаж, % |
65% |
План продаж на 24 месяца с учетом сезонности, прогноз эффективности инвестиций и расчет экономических показателей бизнеса представлен в финансовой модели.
8. Факторы риска
- снижение спроса на продукцию козьей фермы в силу экономических причин. Козье молоко относится к группе молочных товаров премиум-сегмента. Его цена выше стандартной молочной продукции. При снижении платежеспособности покупателей, фермерское хозяйство может столкнуться со снижением уровня ликвидности и дефицитом оборотных средств. Единственная мера противодействия -переключение товарного потока на другие сегменты покупателей: участие в госзакупках, поставки продукции для государственных и муниципальных нужд.
- конкуренция со стороны крупных агрохолдингов. Козоводство является одним из традиционных видов сельского хозяйства в России (Алтай, Поволжье, Уральский регион, Северо Запад РФ). Чтобы успешно работать на конкурентном рынке, нужно найти собственный сегмента покупателей. Следует ориентироваться на местные сельскохозяйственные рынки, магазины шаговой доступности в спальных районах или поставку продукции по индивидуальным заказам.
- фактор роста издержек на электроэнергию и на топливо для техники. Чтобы предвосхитить этот риск, можно использовать альтернативные источники энергии, например, солнечные панели или ветряные энергетические установи.
По материалам: www.beboss.ru