Бизнес-план инвестиционного проекта

На что обращают внимание инвесторы?

Придумать идею для старта собственного бизнеса, собрать команду энтузиастов и выпустить прототип продукта — отнюдь не самые простые задачи. Но всё это — ещё цветочки в сравнении с поиском инвестора и попытками убедить его вложить деньги в ваш проект.

Но и с этим вполне можно справиться, если правильно составить бизнес-план и представить проект в выгодном свете. Как это сделать? Достаточно быть в курсе того, что именно инвесторы хотят знать о вас и вашей компании.

Что интересно инвестору?

Очень важно презентовать инвестору компанию в целом. Главные вопросы, которые надо осветить для инвестора, в классическом варианте имеют следующую структуру:

— Проблема,

— Решение и продукт,

— Рынок,

— Бизнес-модель,

— Достижения на данный момент,

— Команда,

— Для чего нужны инвестиции,

— Объем инвестиций,

— Возможности предполагаемого выхода и ROI.

При этом для более молодых компаний, где продукта еще нет, команда имеет ключевое значение, ее можно презентовать сразу после продукта, третьим пунктом. В презентации команды, кроме экспертных областей, важно показать слаженность, опыт предыдущих проектов вместе и «эмоциональную вовлеченность» в проект, — здорово, если у основателей есть личная история, которая мотивировала их решить проблему. Это может быть профессиональный опыт, а может быть проблема, с которой столкнулся основатель, его друзья или близкие люди в жизни.

Если команда уже привлекала инвестиции, то важно довольно рано презентовать результаты и достижения, показатели (traction) за предыдущие месяцы. В России и восточной Европе, в целом, имеет смысл фокусироваться на показателях выручки (даже если они достигнуты дополнительными, разовыми проектами в ручном режиме, что потом можно автоматизировать), в США и Англии имеет смысл фокусироваться на быстром росте пользователей и масштабируемости проекта.

Основная ошибка, которой стоит избегать, — рассказ в основном или только о продукте.

Предприниматели всегда любят свой продукт, стремятся рассказать о нём максимально подробно, однако для инвестора важно, если не важнее, понимать команду, рынок и способы монетизации продукта.

Инвесторы в общем понимают, что продукт или идея — это только малая часть того, что образует хорошую компанию. Упорное исполнение, умная команда и грамотная бизнес модель имеют гораздо большее значение.

Очень полезно иметь Twitter Pitch продукта — описание продукта в 140 символах, это пригодится и при спонтанной встрече с инвестором.

Есть такое понятие, как «investor-readiness», которое включает в себя как отработанную презентацию, так и глубокое понимание основателями финансовой модели и планов компании, способности сказать о том, что принесут инвестиции и оперировать цифрами, а также обоснованность гипотез. В частности, об объеме рынка и планируемой доли рынка (как мы достигнем этих цифр?).

Нужно понимать оценку компании сейчас и на момент предполагаемого экзита, но их не нужно включать в презентацию, а быть готовым ответить на этот вопрос, а также обосновать оценку. Обоснованием оценки могут служить либо финансовая модель, либо сравнение с похожими компаниями в индустрии, либо мнение эксперта или инвестора, который уже вложил деньги в компанию.

По длине презентации бывают от 1 минуты (investor speed dating, pitching events) до 20 минут (встреча в офисе инвестора), нужно уметь рассказать все главное, не вдаваясь в детали, вызвать интерес, а остальное оставить на вопросы. Сложные вопросы нужно аккумулировать, со временем накапливается база ответов, которые работают лучше всего.

Отличное решение — начинать ответ со слов: «это очень хороший вопрос». Вам они дают возможность подумать, а инвестору будет приятно, что он задал правильный, актуальный вопрос, и что вы о нем подумали.

Организационные советы:

— Не опаздывайте и не переносите встречу, — многие инвесторы удивляются, как много переносов происходит, при том что эта встреча нужна, прежде всего, вам;

— Заранее выясните состав участников, их интересы, профессиональный опыт и предыдущие инвестиции, — это поможет как поддержать разговор, так и ответить на вопросы, и предположить, почему именно этому инвестору вы интересны, какая синергия с его портфельными проектами; инвесторы обязательно это оценят;

— В технологическом проекте — возьмите с собой СТО или со-основателя, вы будете выглядеть гораздо профессиональнее, если у инвестора окажется технический бэкграунд;

— Это уже довольно не новая тема, но не стоит просить инвестора подписывать соглашение о конфиденциальности перед презентацией или отправкой бизнес-модели. Ценность идеи настолько мала, а стоимость юридической работы для инвесторов настолько велика, что такой вопрос говорит в основном о малом количестве опыта у основателей. Большинство инвесторов имеют свой этический кодекс и не станут распространять вашу информацию, даже если инвестировали в конкурирующий проект.

Если вы сомневаетесь в честности инвестора, не презентуйте ему свой проект.

Итак, в общении с инвесторами мелочей не бывает. Поэтому важно рассказать не только о своём продукте, но и о команде, финансовых и других результатах работы компании, а также её рыночных перспективах. Но ничуть не менее важно не только что, но и как. Поэтому уделите внимание организационным моментам презентации, и успех не заставит себя ждать.

По материалам: www.beboss.ru