Бизнес план гинекологического кабинета
1. Краткий инвестиционный меморандум
Услуги платной медицины, оказываемые различными частными клиниками, стационарами или лечебно-профилактическими компаниями, становятся заметной частью экономики развитых стран. В странах «золотого миллиарда» приоритетом становится ценность жизни человека, его здоровье и качество окружающей среды. Рейтинг востребованности услуг частных клиник в области гинекологии, как в мире, так и в России, находится на третьем месте после стоматологии и функциональной диагностики.
Привлекательность этого рынка для вложения инвестиционного капитала в проект бизнес-плана «Гинекологический кабинет» определяется такими фундаментальными факторами:
- объем рынка платных медицинских услуг в стране составляет почти 600 млрд рублей в год и темпы роста не менее 4-5% в год.
- степень конкуренции на рынке оценивается, как средняя. Она распределена крайне неравномерно — сосредоточена преимущественно в крупных городах. Доля ведущих сетевых частных клиник на рынке — не более 30%.
- используемые в частной гинекологии инструментарий, техника, основаны на применении самых передовых технологических решений, что во много раз повышает качество услуг, особенно по сравнению с государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения.
- кроме лечебно-профилактических процедур в сфере гинекологии и акушерства, среди российских семей растет спрос на так называемый «медицинский туризм». Эта услуга предусматривает подготовку к родам, а также рождение ребенка семейной пары в клиниках развитых стран. Только за последние пять лет спрос на роды в клиниках США, Германии, Израиля и даже Китая, вырос среди российских граждан более чем в 10 раз.
В целом проект при рассчитываемой максимальной емкости рынка в 2.5 тыс. человек (для города с населением до 150 тыс. чел.) клиентов позволяет окупить вложенные инвестиции в проект менее чем за год. Уровень рентабельности при этом будет не ниже 30%, что является средним индикативным параметром по отрасли в России.
Срок окупаемости — 9 месяцев
Первоначальные вложения — 2 500 000 руб.
Точка безубыточности на 3 месяц работы
Средняя ежемесячная прибыль — 333 000 руб.
2. Описание бизнеса, продукта или услуги
Проектом бизнес-плана предусматривается оказание четырех основных услуг:
1. Консультации и диагностика.
2. Лечебные и профилактические процедуры.
3. Полное врачебное сопровождение беременности.
4. Оформление документов и визы, организация трансфера и размещения для получения услуг в зарубежных клиниках.
Проектом предусмотрено оказание услуг с выездом к пациенту, в том числе в удаленные районы города на своем транспорте.
3. Описание рынка сбыта
Российский рынок платных медицинских услуг за последние десять лет окончательно сформировался в самостоятельную отрасль экономики, где конечной целью является здоровье граждан. Чтобы использовать возможности рынка оказания платных медицинской услуг, следует использовать следующие аналитические параметры:
Основные показатели и характеристики рынка
К базовым параметрам рынка платных медицинских услуг в первую очередь следует отнести динамику и объем рынка платных услуг, оказываемых частными медицинскими клиниками. На начало 2019 года темпы роста рынка составляют 4-5% в годовом выражении. Это связано с ростом заболеваемости граждан, достигшей 108% или в абсолютном значении почти 9 млн человек.
Средняя семья тратит порядка 6% бюджета в год на платные медицинские услуги.
2010-2019 гг. объем оказанных платных медицинских услуг в России увеличился с 250 до 591,5 млрд руб. При этом общий объем финансирования Программы государственных гарантий оказания гражданам России бесплатной медицинской помощи увеличился в 1,74 раза — с 1449,9 до 2528,6 млрд руб.
По данным исследования ВШЭ РФ (в рамках программы RLMS-HSE) в 2017 году средняя цена услуги в частных клиниках страны составляла 12 500 рублей, в 2019 году цена достигла 15 000 рублей.
По рейтингу спроса в отрасли платной медицины лидируют услуги:
1. стоматология — 30% объема рынка
2. общая диагностика — 25% объема рынка
3. гинекология — 20% объема рынка
4. урология — 10%
Число амбулаторно-поликлинических организаций имеющих частную форму собственности только за период с 2015 года по 2019 год, выросло на 11,1%, достигнув численности почти 5000 компаний, клиник и кабинетов.
Уровень конкуренции средний. Например, в Северо-Западном регионе страны лидирующее положение занимают сетевые частные клиники. Такие известные бренды частной медицины как «МЦРМ», «Евромед», «XXI век», «АВА-ПЕТЕР», клиника «Скандинавия», «АВА-ПЕТЕР». Однако они занимают пока не более 30% всего рынка платных медицинских услуг, оставляя значительную нишу для небольших частных компаний.
Объемная и динамическая оценка емкости рынка применительно к конкретному городу базируется на том, что число женщин, относящихся к репродуктивному возрасту, составляет 25-28% (от общей численности населения).
Для города с населением 100 тысяч человек потенциальный объем рынка может составить 25 тысяч человек.
Однако эта цифра в первом приближении должна быть скорректирована на число тех, кто обращается в частные клиники. Таких, по данным Минздрава, всего 10% от всего числа потенциальных пациентов. Фактически рынок по объему составляет не более 2.5 тысяч человек.
4. Продажи и маркетинг
Маркетинговая стратегия проекта на локальном рынке платных медицинских услуг строится на максимальной концентрации усилий при работе с целевой аудиторией.
Основные направления продвижения и структура продаж
Продажа услуг осуществляется двумя основными вариантами:
- оказание услуг клиентам в клинике
- оказание услуг с выездом к клиенту.
Целевая аудитория бизнеса, принимаемая при расчете экономических параметров — это женщины репродуктивного возраста преимущественно от 18 до 35 лет. При этом средний доход семьи должен составлять не менее 20 тысяч рублей на человека. Т.е. в 80% случаев клиенты бизнеса — люди, принадлежащие к категории высокооплачиваемых специалистов, работников, предпринимателей малого и среднего бизнеса, государственных и муниципальных служащих, составляющие большую часть среднего класса.
Приоритетные методы продвижения услуг:
- система скидок (до 15-20%), в том числе и с использованием дисконтных карт
- работа по индивидуальным заказам клиентов;
- работа с клиентами на дому
В качестве рекламных методов и инструментов наиболее эффективными будут:
- реклама в СМИ
- реклама в печатных буклетах
- реклама в интернете
5. План производства
Организационной схемой реализации бизнес-плана гинекологического кабинета со средним траффиком 200-300 человек в месяц, определены следующие необходимые мероприятия для начала работы бизнеса.
Регистрация бизнеса
Для юридической регистрации частной компании, предоставляющей узкоспециализированные медицинские услуги, наиболее предпочтительный вариант — ИП. Формат ИП дает преимущества использования упрощенной системы ведения налоговой и бухгалтерской отчетности (УСН) и налоговую ставку — 6% от доходов.
Для регистрации ИП нужно подать заявление в местное подразделение ФНС по юридическому адресу нахождения предприятия. Предельный срок регистрации — 3 рабочих дня. Стоимость регистрации — 10 000 рублей.
При оформлении заявления в ФНС в подаваемом заявлении на регистрацию, следует указать следующие виды деятельности по специальному классификатору ОКВЭД:
86.2 — «медицинские консультации и лечение в области общей и специальной медицины, предоставляемые врачами общего профиля, врачами-специалистами и хирургами, стоматологами и т.д.»;
86.22 — «медицинские консультации и лечение в области специализированной медицины врачами-специалистами и хирургами».
Кроме юридической регистрации потребуется оформить лицензию и пакет разрешительных документов.
Для получения лицензии подается заявление в региональное подразделение Росздравнадзора. К этому заявлению должны быть приложены:
1. Оригиналы или нотариально заверенные копии всех учредительных документов компании;
2. Паспорт или другой документ, удостоверяющий личность владельца компании;
3. Выписка из федерального реестра регистрации ИП (ЕГРИП);
4. Копии документов на помещение, технический паспорт, договор аренды, пожарный сертификат, санитарный сертификат;
5. Копии документов, подтверждающих квалификацию медицинского персонала;
6. Платежный документ (квитанция, приходный ордер, платежное поручение с отметкой банка), подтверждающий оплату государственной пошлины на получение лицензии;
Срок рассмотрения заявления на получение лицензии — 30 дней. Стоимость лицензирования — 45 000 рублей. И 55 000 рублей на получение пакета разрешительных документов. Потребуется заключить контракты с местными коммунальными предприятиями — поставщиками электроэнергии, водоснабжения, обслуживания прилегающей территории.
Помещение и оборудование
Помещение для гинекологического кабинета лучше арендовать рядом с поликлиниками или договориться об аренде помещения в здании больницы. Во-первых, здесь основной поток потенциальных клиентов. Во-вторых, муниципальные поликлиники, испытывая дефицит финансирования, могут предложить оптимальные условия аренды.
Площадь кабинета составит 55 кв. м. Внутри будут: осмотровой кабинет, процедурная, офис администратора и хозяйственные бытовые помещения. Срок аренды — 10 лет.
Оборудование
В частности, можно использовать для оборудования кабинета гинекологический мультифункциональный комплекс «ZERTS Multifunction». Он предназначен для выполнения 90% гинекологических процедур.
Остальное оборудование:
1. Вентиляционная система (климат контроль)
2. Гинекологический комплекс ZERTS Multifunction
3. Медицинский инструментарий (компл).
4. Спецодежда и униформа персонала (компл)
5. Компьютеры и оргтехника (компл.)
6. Мебель для офиса
7. Мебель для комнаты отдыха (компл.)
8. Хозяйственный инвентарь (компл.)
9. Охранная сигнализация
10. Пожарный инвентарь
Кроме основного лечебно-диагностического оборудования в перспективе предлагается приобретение микроавтобуса для работы с клиентами на дому.
6. Организационная структура
Предусмотрен подбор и наём квалифицированного медицинского персонала с опытом работы не менее 10 лет.
Штатное расписание:
Персонал |
Кол-во |
Зарплата на 1 сотрудника (руб.) |
Зарплата. Итого, (руб.) |
---|---|---|---|
Администратор — управляющий |
1 |
40 000 |
40 000 |
Ведущий врач — специалист |
1 |
36 000 |
36 000 |
Врач — ассистент |
1 |
30 000 |
30 000 |
Медсестра |
1 |
25 000 |
25 000 |
Специалист по визовой поддержке |
1 |
30 000 |
30 000 |
Бухгалтер (аутсорсинг) |
1 |
20 000 |
20 000 |
Общий фонд ЗП руб. |
181 000 |
1. Администратор-управляющий. Работает с клиентами, ведёт прием и учет заявок, медицинских карт, проводит расчет и оплату услуг. Он работает с поставщиками оборудования, расходных материалов, медикаментов, обеспечивает материальное и техническое функционирование компании, управляет рекламным бюджетом, обеспечивает маркетинговые мероприятия.
2. Ведущий врач-специалист и врач-ассистент оказывают услуги клиентам компании.
3. Медсестра — выполняет вспомогательные функции по приему и обслуживанию клиентов, подготавливает и обслуживает медицинскую технику и инструменты.
4. Специалист по визовой поддержке. Обеспечивает необходимые документы для тех, кто желает или кому предписано продолжить лечение в частных клиниках за рубежом. Ведёт переговоры с зарубежными частными клиниками, оценивает стоимость, организовывает трансфер и страховку.
Режим работы персонала, система оплаты.
Весь персонал работает по нормированному рабочему графику: 5 дней в неделю. Оплата труда — комбинированная. Система оклад + процент от суммы ежемесячной выручки для управляющего и ведущего врача-специалиста, оклад + премия за 3,6 и 12 месяцев для остальных работников.
Для выполнения функций по ведению бухгалтерского учета будут использованы услуги стороннего бухгалтера на базе договора возмездного оказания услуг (аутсорсинга).
7. Финансовый план
Инвестиции на открытие |
|
Регистрация, включая получение всех разрешений |
100 000 |
Ремонт помещения |
500 000 |
Расходы на первый месяц работы |
300 000 |
Реклама на открытие |
30 000 |
Расходы на аренду помещения в первые два месяца |
33 000 |
Закупка оборудования |
1 547 000 |
Прочее |
30 000 |
Итого |
2 540 000 |
Ежемесячные затраты |
|
ФОТ (включая отчисления) |
212 468 |
Аренда помещения |
16 500 |
Амортизация |
38 889 |
Коммунальные услуги |
15 000 |
Реклама |
30 000 |
Бухгалтерия (удаленная) |
20 000 |
Расходы на обслуживание и закупку расходных материалов |
245 845 |
Расходы на услуги охраны ЧОП |
30 000 |
Итого |
608 701 |
Показатель |
Значение |
Дисконтированный срок окупаемости, мес. |
10 |
Чистый дисконтированный доход, руб. |
3 505 059 |
Индекс прибыльности |
2,38 |
Внутренняя норма рентабельности,% |
112,74 |
Рентабельность продаж, % |
59% |
План продаж на 24 месяца с учетом сезонности, прогноз эффективности инвестиций и расчет экономических показателей бизнеса представлен в финансовой модели.
8. Факторы риска
8. Риски бизнеса и методы управления ими
Медицинские услуги, оказываемые частными клиниками, медицинскими компаниями и лабораториями постепенно занимают все больше места в структуре спроса среди 50% населения, по сравнению с государственными и муниципальными учреждениями. Однако из этого не следует, что на рынке частных медицинских услуг все складывается идеально. На этом рынке имеются свои риски:
- жесткая конкуренция со стороны государственных медицинских центров, специализирующихся на оказании услуг в области гинекологии и акушерства, и других частных клиник. Нередко приходится конкурировать с зарубежными клиниками, так как обеспеченные граждане предпочитают пользоваться медицинскими услугами за границей.
- сильное регулирование сферы частных медицинских услуг государственными надзорными органами.
- претензии клиентов клиники, которые могут выражаться в прямых судебных исках за некачественные услуги. Рекомендуется страховать персонал и компанию от гражданской ответственности и претензий со стороны третьих лиц.
- Приобретение некачественных импортных лекарственных средств, расходных материалов и диагностического оборудования.
По материалам: www.beboss.ru