Бизнес-идея: жить будет?

Допустим, у Вас есть бизнес-идея, которая, по вашему мнению, поможет заработать ваш первый миллион в кратчайшие сроки. В голове рисуются радужные картины того, что стоит лишь начать продавать товар или услугу, как клиенты сами будут ломиться к вам в офис, телефон будет разрываться от звонков с заказами, а прибыль польётся в ваш карман не тонкой струей, а могучим и непрекращающимся потоком.

К сожалению, реальность не всегда совпадает с ожиданиями и картинами, которые рисуются в голове у предпринимателя. А всё потому, что выбирая бизнес-идею, вы основываетесь только лишь на гипотезе о её перспективности и прибыльности. Никаких доказательств своей жизнеспособности бизнес-идея не предоставляет, и вам придётся искать их самостоятельно.

Одним из вариантов доказательственной базы гипотезы бизнес-идеи является подробный бизнес-план, в котором прописываются все необходимые при создании бизнеса моменты, процессы и расчёты. К большому сожалению, сегодня бизнес-планирование исчезает из арсенала начинающих предпринимателей, вследствие чего предприниматели чаще ошибаются в выборе бизнес-идей и терпят крах.

Найти бизнес-идею — ещё не означает, что она сможет привести Вас к успеху и будет крепким фундаментом для вашего бизнеса. Как только вы начинаете вести активные действия, в игру вступает третья сила, которая и будет определять исход всей кампании под названием «Начать свой бизнес». Эта сила — рынок. Именно он диктует правила игры и испытывает вашу бизнес-идею на прочность своими реалиями, а также различными кризисами, законодательными изменениями и другими рыночными катаклизмами.

Насколько жизнеспособна окажется выбранная идея для бизнеса станет ясно только на практике. Но доказывать гипотезу о перспективности той или иной бизнес-идеи практическим путём может быть слишком дорогостоящим предприятием чреватым потерей средств, сил и времени, долгами и другими неприятными последствиями. Чтобы избежать негативных результатов нужно заранее оценить «живучесть» бизнес-идеи.

Чтобы избежать негативных
результатов нужно заранее оценить
«живучесть» бизнес-идеи.

Как проверить и оценить бизнес-идею на предварительном этапе?

Потенциальные клиенты

Размышляя о жизнеспособности той или иной бизнес-идеи необходимо взглянуть в глаза своих потенциальных клиентов и покупателей. Много ли тех, кто готов приобрести ваш товар или услугу? Насколько она востребована ими и желанна? Готовы ли они заплатить за получение желаемого и какую именно цену? Сейчас сделать это можно легко, просто и недорого. Один из вариантов — это создание одностраничного сайта с описанием товара или услуги и всего одной кнопкой — «Купить/Заказать». Далее необходимо немного потратиться на контекстную рекламу и другие инструменты привлечения трафика. Всё, что останется, ждать результатов. Если вашим продуктом или услугой заинтересовались настолько, что нажали кнопку «Купить/Заказать», это хороший знак. Можно, конечно, воспользоваться и «дедовскими» способами — холодными звонками, анкетированием и т.д. В любом случае, получив необходимые данные, останавливаться лишь на этом не стоит.

Объем рынка

Следующим шагом оценки жизнеспособности бизнес-идеи является оценка объёма рынка: сколько людей будут являться потенциальными клиентами или покупателями? Для некоторых бизнес-идей просчитать ориентировочную ёмкость рынка представляется непростой задачей. Это касается, например, бизнес-идей по созданию совершенно нового продукта или оказанию ранее неизвестного вида услуг. Ошибиться в этом вопросе достаточно легко, потому что объём рынка сам по себе является гипотетическим. Фактически его пока не существует, и одной из задач бизнеса станет создание спроса как такового. Однако определить, стоит ли вообще заниматься этим неблагодарным делом, поможет вывод на рынок прототипа или минимально жизнеспособного продукта (MPV) и его тестирование.

Частота потребления

При расчёте объёма рынка не стоит забывать и о таком параметре, как частота потребления, так как вполне логично, что некоторые товары или услуги будут востребованы потребителями с определённой периодичностью, что поможет планировать будущую выручку.

Точка безубыточности

Для большинства других идей для бизнеса просчитать количество потенциальных клиентов технически несложно — необходимо измерить пешеходный трафик, подсчитать количество жителей в районе предполагаемого расположения бизнеса и определить среди них количество потенциальных клиентов или оценить общее количество потребителей товара или услуги, если дело касается b2b-сегмента. Эти данные в свою очередь помогут рассчитать будущую рентабельность бизнеса и составить представление о том, какое количество клиентов будет необходимо для выхода предприятия на точку безубыточности и впоследствии взять курс на окупаемость.

Рентабельность

Что касается оценки рентабельности будущего предприятия, здесь важно понимать несколько ключевых моментов. Во-первых, необходимо рассчитать себестоимость продукта или услуги и варианты её минимизации (через увеличение объёма производства и т.д.). Во-вторых, важно знать, какую максимальную цену готовы заплатить потребители за получение услуги или возможность обладания продуктом. Если потенциальные клиенты не готовы платить за продукт или услугу цену выше себестоимости, бизнес не имеет будущего.

Конкуренты

Оценивая жизнеспособность бизнес-идеи и проверяя её на прочность различными расчётами и исследованиями, особое внимание стоит уделить анализу конкурентов. Бояться конкурентов при оценке бизнес-идеи не стоит. Именно они — самые надёжные помощники для начинающего предпринимателя. Изучая и анализируя их работу, продукт или услугу, Вы сможете не только разработать своё уникальное предложение, выгодно отличающее вашу бизнес-идею, но и узнать, на какие грабли не стоит наступать и без набивания каких шишек можно обойтись.

Без сомнения, конкуренты, работающие на рынке, имеют фору — они больше знают о клиентах, а клиенты знают о них, у них настроены все процессы, и они в курсе возможных опасностей бизнеса, а также знают, как их избежать. Однако всё это становится не важным, если конкуренты не обладают преимуществом масштаба, позволяющим производить товар или оказывать услугу по минимальной себестоимости, которую не может себе позволить зарождающийся бизнес.

Другое дело, когда конкуренты настолько популярны, что ваш продукт или услуга потребуют непосильно больших затрат на рекламу только лишь для того, чтобы о самом его существовании узнали потенциальные потребители и более того, решили на него переключиться. Например, трудно представить, сколько потребуется средств на рекламу и PR нового газированного напитка для того, чтобы потеснить таких гигантов как Coca Cola или Pepsi.

Порог вхождения в бизнес

Ещё одним барьером, через который предстоит перепрыгнуть бизнес-идее вместе с её обладателем, это порог вхождения в бизнес, а именно количество необходимых инвестиций. Чем ниже порог вхождения в бизнес, тем выше конкуренция, а значит острее будет ощущаться потребность в создании уникального торгового предложения для потребителя, которое и поможет выжить в среде конкурентов. Кроме того, существуют такие сферы бизнеса, в которых порог вхождения настолько высок, что даже мысль о начале своего бизнеса в этих сферах можно сразу отбрасывать и не рассматривать всерьёз. Такими бесперспективными для начинающих предпринимателей сферами являются требующие больших капиталовложений в оборудование или НИОКР предприятия. Нужно понимать, что малый и средний бизнес в подобных сферах создать не получится, как бы ни хотелось.

Только после полноценного анализа своей бизнес-идеи, её оценки под углом реального рынка и бета-тестирования, убедившись в её перспективности и приготовившись к возможным, но приемлемым трудностям, можно начинать предпринимать активные действия по запуску бизнеса.

По материалам: www.beboss.ru