Бизнес идея: Сеть аптек с высокой прибыльностью
Что такое аптека?
Аптека – это розничная точка продажи готовых лекарственных форм препаратов, а также других сопутствующих товаров.
Раньше насчитывалось много производственных аптек, в которых непосредственно «на месте» изготавливаются различные препараты. Однако, в настоящее время таковых все меньше. В аптеках отпускаются не только лекарства, но и масса товаров, предназначенных не столько для лечения, но для поддержания «уровня здоровья». К таким относятся косметика, ортопедические товары, пищевые добавки, травяные сборы, БАДы (биологически активные добавки или dietary supplement) и т.д.
Бесспорно, сейчас наблюдается большое количество аптек. И существует стереотип, что аптеки – только для пожилых людей или тех, кто в настоящий момент болеет. Но это не совсем так. Одним из успешных направлений системного аптечного маркетинга является работа с более молодой целевой аудиторией, например, женщинами в возрасте 25-45 лет. Также стоит учитывать современные тенденции, связанные с модой на здоровый образ жизни и профилактику заболеваний, т.е. курсовое применение витаминов, БАДов и т.д.
Общий взгляд на современный аптечный маркетинг
Учитывая количество аптек «на каждом углу», современные потребители, как правило, не привязаны к какой-то определенной точке, если только речь не идет про ощутимую ценовую разницу или уникальный ассортимент. И здесь отлично работают онлайн-платформы в виде собственной интернет-аптеки и сторонние сервиса бронирования.
Именно поэтому, в связи с серьезной конкуренцией и прочими условно равными вводными данными, очень важен локальный маркетинг. Сюда относится и работа промоутеров, и «надувные человечки», и прочие визуальные эффекты. Конечно, ни одна уважающая себя аптека не может обойтись без пресловутого креста на фасаде. Но и про более современные технологии нельзя забывать.
Сейчас практически у всех аптечных сетей есть собственная система лояльности, включающая бонусные или дисконтные карты. Это не просто возможность предоставить некую выгоду клиенту в виде скидки, но, прежде всего, получить доступ к его контактным данным.
А если эти данные у тебя есть, то можно с ним общаться через sms, e-mail или любимый мессенджер, не говоря уже про соцсети. И именно через эти каналы связи всегда можно достучаться до клиента с помощью актуального и полезного контента, подпитываемого скидочками, розыгрышами призов и прочими «приятностями».
Реклама в интернете или на гео-сервисах также не будет лишней, как и в соцсетях, но делать это стоит адресно и с умом, т.к. это всегда дорого, но не всегда эффективно.
Стартовый капитал на открытие аптечного бизнеса
Объем инвестиций зависит от множества факторов. Если говорить про помещение под аптеку, следует учитывать среднерыночные цены аренды квадратного метра. Но, в отличие от других розничных точек, надо закладывать в бюджет до четырех месяцев аренды в качестве инвестиций или договариваться с собственником об арендных каникулах. За это время аптека должна быть практически готова, чтобы в любой момент ее мог принять лицензирующий орган. Кстати, про аптечную лицензию: это не просто визуальный формальный осмотр, а детальная проверка мебели и в торговом зале, и в подсобных помещениях, проверка расстановки оборудования, качество рабочих мест и т.д.
Несколько слов про ремонт и планировку. В любой аптеке обязательно должны быть материальная комната, комната персонала, распаковочная и санузел. Считаем затраты:
- ремонт и обустройство помещений – 150-300 т.р.;
- вывеска и затраты на открытие и рекламу — 200 т.р.;
- компьютеры и оргтехника — около 60 т.р. на одно рабочее место;
- мебель, включая специализированные шкафы для хранения, металлические шкафы и сейфы и т.д., а также холодильники — 300-500 т.р. в зависимости от площади аптеки;
- первая закупка товара — около 1 млн рублей.
Также не стоит забывать про затраты на расходные материалы, пошлину за получение лицензии, на что может быть затрачено до 150 т.р.
Итого на открытие аптеки требуется около 2,5 млн руб.
Требования к помещению и персоналу и несколько слов об ассортименте
Помещение необходимо искать в тех местах, где высокий проходящий трафик целевой аудитории. Место должно быть заметно с нескольких точек обзора окружающей территории. Не лишним будет наличие рядом крупного продуктового магазина или рынка или другого места, где люди совершают покупки. При этом не стоит рассматривать строительные магазины в качестве генератора трафика из-за различия целей: вряд ли клиенты будут планировать покупку рулона обоев и сразу же витаминов на грядущий месяц.
Персонал в аптеке должен быть с высшим или средним специальным фармацевтическим образованием. Помимо этого, на должность заведующей аптеки желательно привлекать человека с опытом работы от трех лет.
Важнейший момент – это подбор ассортимента.
В настоящее время более 30 000 SKU являются доступными к заказу, но далеко не все они нужны в аптеке одновременно, поскольку это «замороженные деньги». Поэтому формирование оптимального ассортимента, способного удовлетворить запросы большинства клиентов и при этом быть высоко оборачиваемым – очень сложная задача.
Ассортимент — тема для отдельной статьи, об этом в другой раз.
Окупаемость бизнеса составляет примерно 2 года.
Рентабельность с учетом маркетинговых отчислений – до 5%
Есть заблуждение, что аптек так много, потому что все они невероятно прибыльные. Но по факту, аптеки уже давно не приносят сверхприбыли, и средняя наценка по рынку не доходит и до 20%. Однако аптечный бизнес остается очень стабильным, и именно поэтому в него уже сложнее «войти». Помимо упомянутой конкуренции, не стоит забывать, что все меньше остается хороших мест и помещений. Однако, это не повод не пробовать стать успешным в этом бизнесе. Поскольку, если уж у тебя получилось попасть сюда, то это стабильно и на долгие годы.
По материалам: www.beboss.ru